Статьи

Собака, которой читают книги:
четвероногий терапевт в детской библиотеке им. Гайдара

 

В Центральной городской детской библиотеке имени А.П. Гайдара дети разного возраста читают книги дворняжке Эсте. В восторге все: Эста – от людского внимания, юные читатели – от общения с животным и свободного «бесконтрольного» чтения, родители – от успехов своих малышей.

Идея пригласить на работу четвероногого сотрудника появилась у главного библиотекаря столичной библиотеки имени Гайдара Светланы Мицул. За рубежом, кстати, такая «собакотерапия» давно применяется. Действительно, в библиотеку приходит волонтер со своей собакой, а дети читают ей книжки. И директор библиотеки Татьяна Калашникова, и департамент образования идею поддержали. Оставалось найти такую собаку-слушателя.




Проверка на профпригодность

А ведь это не такая уж простая работа, как может показаться на первый взгляд. Вот вам – хватает ли терпения спокойно слушать, как делает первые шаги в книге ваш ребенок? Хочется, наверное, подтолкнуть, подсказать, а то и вовсе все прочесть уже скорее за него? Нет, идеальный слушатель должен быть другим. Терпеливым, бесстрастным, но при этом вовсе не равнодушным. Конечно, это собака! Но не простая собака. На такую роль подходит именно собака-терапевт: животное должно быть миролюбивое, спокойное, любящее людей, способное выдерживать долгое время сидения или лежания – что и предпочитает Эста – на одном месте.СветланаМицул и сама давняя владелица собак, и эти нюансы хорошо понимала.И вот, наконец, нашелся фонд «Не просто собаки».

Кто они – собаки-терапевты?

В фонде работают с беспородными собаками, часто с бывшими бездомными – находя им хозяев, социализируя их, а собаки, в ответ, сами помогают людям: работают собаками-терапевтами. Навещают вместе с хозяевами-волонтерами пожилых людей в домах престарелых, или детей в больницах. Их задача – подарить свое время, тепло, эмоции людям любого возраста, помочь им отвлечься от своих невзгод. Теперь появилась и работа в библиотеке – новое направление деятельности фонда.

Кстати, судьба Эсты именно такая. Как рассказывает ее хозяйка Светлана Лядвинская, Эста когда-то тоже была бездомной собакой. Воспоминания о той одинокой жизни всегда с собой – Эста хромает на заднюю лапу. Но теперь эта большая черная дворняга с седой мордой счастлива: у нее есть хозяйка, а теперь еще и интересное важное занятие! Раз в неделю Эста приезжает на такси на свою работу. Здесь ее ждет рабочее место - зеленый коврик. Эста в форме: на ней синий галстук с надписью «Собака-терапевт». Лежа на коврике, она слушает девочек и мальчиков, совсем карапузов и уже подростков, сказки и приключения, или даже Букварь. Эста – профессиональная собака-слушатель!

Юные читатели

Чтение с Эстой обычно проходит наедине. Мамы, приводящие своих детей в библиотеку, ждут их в зале, а ребята уединяются с Эстой в уютной комнате. Рядом две Светланы: хозяйка Эсты, психолог, и библиотекарь. Но они не вмешиваются в процесс общения ребенка и собаки. Да, собственно, ни дети, ни Эста не отвлекаются на посторонних, им хорошо вместе. Дети тут же погружаются в книжку – сам процесс чтения для собаки доставляет им несказанное удовольствие. Еще бы, такой чудесный слушатель! Эстины огромные уши тут же поворачиваются на детский голос, собака то нюхает книжку, то тыкается носом в руку ребенка. Те, кто приходит почитать Эсте впервые, иногда и тушуются, но зажим быстро исчезает. В основном здесь уже постоянные читатели, ребята навещают Эсту не первый раз, и это заметно: они уверенно общаются с собакой и также спокойно, без смущения, работают с книгой.



Вот мальчик Захар собирается читать книжку «Воздушный змей». Он смело заходит в комнату, а первый раз заходил за руку с сотрудником библиотеки. Захар садится прямо на коврик, рядом с Эстой. Эста нюхает книжку, смотрит в глаза Захара. Читает Захар еще не очень уверенно, но абсолютно не смущается, никого не стесняется. Он читает буквы и слоги и пытается сложить их в слова. «Захару три года. Мы приходим к Эсте уже в третий раз и очень довольны, - говорит Александра, мама Захара. - Он перестал бояться собак. Я считаю, что эта затея замечательная!». Кстати, есть и другой полезный аспект: когда-то Захара слегка прикусила зубами собака, и он стал бояться животных. Но Эста помогла перебороть старые страхи, и теперь Захар знает, что собаки бывают и добрые!




Следующая читательница – 5-летняя Янина. «В прошлый раз она волновалась, – говорит мама Журавлева Екатерина. – Сегодня она уже уверена в себе, мы шли сюда с радостью. У нас дома две кошки, собаки нет. Она просит, и ей не хватает общения с животными. И для чтения это продуктивно: она повторяет то, что мы прошли дома. Сейчас мы занимаемся с «Букварем». Дома мы проходим тему , прочитываем, а здесь она закрепляет материал. Эмоции только положительные, живем мы рядом и будем ходить и дальше. Мы постоянные читатели библиотеки, в садик мы не ходим, так что здесь восполняем все занятия – ходим на английский язык, на «Развивайку», а теперь и на чтение с Эстой. Все это бесплатно для читателей, что не может не радовать».



Читать – интересно!

Сотрудники библиотеки отмечают, что новая услуга приносит реальные плоды. Те дети, которые приходят в гости к Эсте, серьезно продвинулись как в интересе к книгам, так и в технике чтения. Самое главное, что получает ребенок, читая книгу собаке, - психологический комфорт. Никто не контролирует то, как он читает, даже если он неверно ставит ударения или путает слова, спотыкается, запинается, ему никто не сделает замечания. Внезапно малыш понимает : читать – это не страшно, наоборот, это страшно увлекательно! Да и книжку можно взять не ту, что «задана по программе», а такую, которая сама просится в руки! Можно побродить по большому библиотечному залу между стеллажами, заставленными великолепными книжками разных издательств – с красочными иллюстрациями, привлекательными обложками, выбрать интересную тему. Одни читатели Эсты предпочитают приключенческие рассказы, другие считают, что Эсте будет интересно послушать рассказы о животных. Свобода действий приводит к раскрепощению ребенка. Кроме того, и само общение с животным – настоящая терапия!

А сейчас в библиотеке придумали создать Уголок Эсты – внештатного сотрудника библиотеки – чтобы еще больше увлечь ребят. Хозяйка Эсты Света предлагает сделать «записки Эсты» - какие-то отрывки из книг, которые будет легко и интересно читать. Действительно, как отмечает и Светлана Мицул, иногда ребенку психологически страшна перспектива прочесть целую книжку – пусть даже он и читает ее по частям, приходя к Эсте на полчаса. А вот создать некий дайджест под названием «Эстины книжки», включив в него отрывки из разных произведений, - очень хорошая идея. А еще Эста теперь будет и рекомендовать детям литературу. К примеру: вот этот рассказ Эсте понравился, советуем тебе прочитать его. Под эту книжку Эста любит засыпать, а эта - приводит Эсту в великолепное настроение! Ребятам дадут новый стимул: не просто читать собаке книги, а читать ей то, что интересно и им, и ей. К примеру, - книги о человеческих поступках, о добре и зле, об отношении к животным. Такое чтение будет иметь уже и воспитательное значение, считают в библиотеке Гайдара.

Работа на перспективу

В библиотеке имени Гайдара вообще толерантно относятся к животным, понимая, что это большая часть жизни юных посетителей учреждения.Кстати, гостями библиотеки Гайдара были уже и жители московского зоопарка, который организует выездные мероприятия. К детям приехали лиса, черепаха, попугай и еще около десяти разных зверей. Следующий визит - в марте: ребят будут знакомить с так называемыми «сезонными» животными. И конечно, у детей это вызывает только положительные эмоции.

Библиотекари убеждены: библиотека – это долгие вложения на перспективу, важна не только сиюминутная статистика. «Ребенок вырастет – и будет транслировать привитое ему отношение к книгам своим детям. Когда-то он, уже взрослый, приведет сюда своих детей. Вот что самое важное».

Автор: Лепина Марина